Инновационная деятельность по
введению в образовательный процесс программ по информационной безопасности
в МБОУ «Гимназия №1»
Саянская гимназия - первая школа молодого сибирского города
Саянска, основанного в 1970 году в связи со строительством одного из крупнейших
химических предприятий Иркутской области. Она открыла свои двери ученикам в
1975 году как первая саянская средняя школа. В 1993 г. общеобразовательная школа № 1 получила
статус гимназии, образовательного учреждения
повышенного уровня.
За годы работы в гимназии
сложились определённые условия и особая образовательная среда для личностного
развития, роста обучающихся и педагогов, что определило приоритетные
направления работы гимназии в настоящее время.
Гимназия сегодня – это
центр инновационного опыта. Педагогический коллектив имеет опыт по введению
инноваций разного масштаба и уровня.
Начавшийся в 2005 году эксперимент по разработке
педагогического аспекта информационной безопасности в 2005-2006 учебном году позволил гимназии стать победителем конкурса
культурно-образовательных инициатив в Москве, и приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации №
108 от 12.05.06 г. учреждению присвоен статус Федеральной экспериментальной
площадки для реализации проекта «Педагогические аспекты информационной
безопасности личности».
Педагогическим
коллективом совместно с научным руководителем Н.А. Переломовой, д.п.н., разработаны
Программа развития гимназии и Программа эксперимента «Исследования
информационной безопасности личности и общества: педагогический аспект»,
Программа воспитательной системы школы, программы внеклассной деятельности для обучающихся начальной школы, специальных
курсов для обучающихся средней и старшей школы, направленные на формирование
информационного иммунитета; проведена апробация данных специальных курсов.
Результатом данной работы
стало участие в III Всероссийском конкурсе «Организация
воспитательного процесса в образовательных учреждениях» в 2006 году, на котором гимназия получила диплом лауреата; диплом победителя
конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные
образовательные программы в рамках ПНП «Образование».
Инновационный
опыт работы педагогического коллектива
по теме «Из опыта работы федеральной
экспериментальной площадки по реализации проекта «Педагогические аспекты
информационной безопасности личности» представлен на Международной
научно-практической конференции
«Актуальные проблемы права, экономики и управления» (29-30.04.2008, г. Иркутск).
Опыт работы педагогов-психологов по проблеме «Модель
стабилизации негативного информационно-психологического воздействия на личность
обучающихся» представлен на региональной научно-практической конференции
«Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии» ( 21.01.2008, г. Иркутск )
Опыт
реализации федерального проекта был представлен на заседании Летней научной
школы «Развитие теории и практики гуманистического воспитания: вклад молодых
исследователей» Центра
теории и воспитания Института теории и истории
педагогики Российской академии образования и филиала СПбГИЭУ (27-30.06.2009, г.
Тверь).
Работа педагогического
коллектива отмечена сертификатом «За высокий уровень опытно-экспериментальной
работы в сфере воспитания» (Центр теории
воспитания Института теории и истории педагогики РАО, г. Москва,2009г.).
В 2010 году по итогам Всероссийского конкурса «Управление современным
образовательным учреждением» получен диплом I степени.
Опыт проведения
переговорной молодежной площадки в рамках ФЭП (в рамках презентации проекта
«Общественно-активные школы- эффективный
ресурс реализации национальной инициативы «Наша новая школа») представлен в
Сибэкспоцентр на VII областном образовательном форуме «Образование
Приангарья-2011» (03.03.2011).
В гимназии прошла Региональная
НПК «Проблемы информационной
безопасности: вызовы времени» (закрытие
ФЭП; регион 15.10.2011), ставшая отчетом учреждения о проделанной работе.
Гимназия вошла в реестр лучших образовательных
учреждений России в 2010-2011 учебном году.
Проблеме информационной
безопасности посвящены многочисленные публикации педагогов гимназии, ее научно
руководителя:
1.
Педагогические
аспекты защиты от негативных воздействий информации./под ред. Н.А. Переломовой.
Программа. Иркутск.: ИПКРО, 2007.-81с.
2.
Информационная
безопасность школьника: как ориентироваться в информационном пространстве./под ред.
Н.А. Переломовой. Сборник методических материалов для специального курса. Ч 1.
Иркутск.: ИПКРО, 2008.-30с.
3.
Педагогические
аспекты защиты от негативных воздействий информации./под ред. Н.А.Переломовой.
Сборник методических разработок занятий спецкурсов.Ч2. Иркутск.: ИПКРО,
2008.-330с.
4.
Толерантность./сост.
О.В. Безродных,И.Г. Федяева, О.М.Горбунова./под ред. Н.А. Переломовой.
Иркутск.: ИПКРО, 2008.-50с. Программа воспитания обучающихся 1-11классов.
В научно-методическом журнале «Заместитель
директора по воспитательной работе» (№3,2009)
изданы комплексно-целевые программы
«Управление инновационными процессами». В сборник статей Международной НПК «Воспитательная
система как социокультурный феномен: прошлое, настоящее, будущее» (5-6 .10.2010) вошел опыт работы
гимназии.
Педагогами гимназии
подготовлена серия публикаций в журнале «Спутник классного руководителя» 2010 году (№№ 5 – 7), а публикация
программы специального курса для обучающихся 8-9 классов «Оценка информации для
исключения манипулирования сознанием» признана лучшей в 2010 году, авторы публикации получили благодарственные письма и
дипломы за лучшие публикации НПО
«Педагогический поиск» (2011 г.)