Пояснительная
записка
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев
утвердил инициативу "Наша новая школа", направленную на постепенный
переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной
сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского
потенциала и системы поддержки талантливых детей. Направление развития гимназии
как инновационного образовательного учреждения должно отвечать требованиям этой
инициативы, поскольку «модернизация и инновационное развитие - единственный
путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века,
обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам».
Важным фактором становления личности школьника
становятся изменения, привносимые в школьную среду Федеральным государственным
образовательным стандартом, направленным не только на освоение достижений науки
прошлого, но и технологий, которые могут пригодиться в будущем.
Реализуя Государственные образовательные
стандарты, основанные на личностно-ориентированном подходе, педагогический
коллектив гимназии организует образовательный процесс, направленный на переход
к системно-деятельностной парадигмы образования через
-
профессионально-творческую подготовку учителя
как личности, способной осуществлять психолого-педагогическое сопровождение
личностного роста обучающегося;
-
обучающегося как субъекта обучения, нацеленного
на приобретение компетенций, направленных на построение и реализацию
индивидуальной образовательной парадигмы, реализуемой в предпрофильной
подготовке и профильном обучении;
-
создание активной развивающей образовательной
среды, направленной на развитие
способностей и реализацию образовательных и творческих потребностей каждого
гимназиста;
-
формирование исследовательской компетентности
как обучающегося, так и учителя.
Перспектива перехода на новые образовательные
стандарты, работа в качестве пилотной площадки по опережающему введению
Федерального государственного образовательного стандарта начального образования
ставит перед педагогами среднего и старшего звена задачи по освоению технологий
нового стандарта для осуществления преемственности, сохранения и развития
приобретенных обучающимся умений и навыков.
Оценка эффективности образовательного процесса,
опирающаяся только на учет образовательных достижений, на современном этапе
развития гимназии оказывается неполной, в связи с чем выявляется потребность в
создании внутишкольной системы оценки качества
образования (ВСОКО), определения критериев и показателей, по которым и
будет определяться качество работы гимназии.
Образовательный процесс при этом воспринимается
как целостно организованное взаимодействие всех субъектов, направленное на
максимальное обогащение мировоззренческого содержания образования, а также на
создание условий для приобретения социального опыта взаимодействия обучающегося
с социумом.
Осуществляя принцип преемственности, развитие
гимназии строится на основе теоретических работах, а также на основе опыта
работы инновационных образовательных учреждений – гимназий и лицеев различного
профиля
(А.Н. Колмогоров, С.И. Литерат, Ш.С. Бубман, А.Г. Каспржак, А.В.
Перминов, Н.Д. Лицман, Е.А. Ямбург и др.). Общими направлениями деятельности
определены: профилизация (углубленное изучение предметов определенного
предметного цикла, отвечающего профессиональным намерениям гимназиста), выбор
профиля на основе предпрофильной подготовки и рефлексии своих образовательных
достижений на основе портфолио выпускника основной школы; работа на специальных
и элективных курсах как средство реализации индивидуальной образовательной
парадигмы.
Гимназия – это образовательное учреждение
гуманитарной направленности, реализующее программы начального общего, основного
общего и среднего (полного) образования наряду с предоставлением
образовательных услуг и условий для углубленного и профильного изучения
профильных предметов, а также обеспечивающее эффективное физическое воспитание,
обладающее воспитательной системой гуманистического типа.
Настоящая программа – это нормативно-управленческий
документ, определяющий содержание образования, соответствующего типу
образовательного учреждения, характеризующего специфику учебно-воспитательного
процесса данного учебного заведения в переходный период от Государственного
образовательного стандарта к Федеральному государственному образовательному
стандарту на период с 2010 по 2014 годы.
Гимназия является инновационным учреждением,
реализующим целостные образовательные программы, внедряющее новейшие достижения
современной педагогики и психологии, самостоятельно осуществляющее
инновационный поиск в направлениях, отвечающих процессам модернизации
российского образования.
В своей деятельности учреждение руководствуется
следующими документами:
-
Конвенцией о правах ребенка;
-
Законом Российской Федерации «Об образовании»;
-
Типовым положением об общеобразовательном
учреждении;
-
Концепцией модернизации российского образования;
-
Программой развития воспитания в системе образования
России на 1999-2001 г.г.,
-
Основными направлениями и планом действий по реализации
программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 г.г.;
-
Национальной доктриной образования в Российской
Федерации (Постановление правительства РФ от 04.10.2000г. №751);
-
Концепцией модернизации Российского образования на
период
до 2010 г.;
-
Президентской инициативой «Наша новая школа»;
-
Приказом Министерства образования Российской Федерации
№1235 от 19.05.1998 «Об утверждении базисного учебного плана
общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;
-
Уставом гимназии;
-
Программой развития гимназии;
-
Программой воспитания гимназии;
- методическими
рекомендациями Министерства образования Российской Федерации: «О
расширении деятельности детских и молодёжных объединений в общеобразовательных
учреждениях», «По организации
деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях», «О
взаимодействии образовательного учреждения с семьёй», «Межведомственной
программой развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 г.».
Образовательная программа базируется на Миссии гимназии: Формирование
социально-ориентированной компетентной личности гимназиста, идентифицирующего себя как гражданина России.
Цель
воспитания и обучения в гимназии: личность, социально активная,
высоконравственная, интеллектуально образованная и являющаяся субъектом
собственного развития в постоянно меняющемся социуме.
Основная
образовательная программа гимназии направлена на достижение национального
воспитательного идеала через формирование устойчиво-позитивного отношения к
ценностям: Человек, Мир, Культура,
Отечество. Ценности определяют
основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности
школьника в зависимости от возрастной группы.
Важным
аспектом при разработке программы стала разработка портрета выпускника взамен
несколько механистической модели.
Портрет выпускника начальной школы:
-
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-
уважающий и принимающий ценности семьи и
общества;
-
любознательный, активно и заинтересованно
познающий мир;
-
владеющий основами умения учиться, способный к
организации собственной деятельности;
-
готовый самостоятельно действовать и отвечать
за свои поступки перед семьей и обществом;
-
доброжелательный, умеющий слушать и слышать
собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать свое мнение;
-
выполняющий правила здорового и безопасного
для себя и окружающих образа жизни.
|
Портрет выпускника основной
школы:
-
любящий свой край и свою Родину, знающий свой
родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-
осознающий и принимающий ценности человеческой
жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа,
человечества;
-
активно и заинтересованно познающий мир,
осознающий ценность труда, науки и творчества;
-
умеющий учиться, осознающий важность
образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять
полученные знания на практике;
-
социально активный, уважающий закон и
правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями,
осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
-
уважающий других людей; умеющий вести
конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения
общих результатов;
-
осознанно выполняющий правила здорового и
безопасного для себя и окружающих образа жизни;
-
ориентирующийся в мире профессий, понимающий
значение профессиональной деятельности для человека.
|