о реализации второго этапа проекта «Гимназия как Центр инновационного опыта по проблемам формирования российской социо-культурной идентичности в глобальном информационном обществе»
"Е.В. Бондарь, Т.В. Никитюк
"О реализации подготовительного этапа проекта по формированию российской социокультурной идентичности"
(скачать)
о реализации второго этапа проекта «Гимназия как Центр инновационного опыта по проблемам формирования российской социо-культурной идентичности в глобальном информационном обществе»
Никитюк Т.В., заместитель директора по НМР
Цель работы: разработка и внедрение модели гимназии как центра инновационного опыта по проблеме становления социо-культурной Российской идентичности в глобальном информационном обществе.
Реализации данной цели подчинена работа программ инновационной деятельности, направленных на формирование 3-х уровней российской идентичности:
Начиная с формирования этно-национальной идентичности, осознания себя как носителя культуры и культурных ценностей российского народа (язык и чтение становятся основополагающими ценностями, формирующими российскую идентичность).
Следующий уровень формирования идентичности – формирование гражданско-государственных ценностей (осознание своего места в социуме, понимание своей роли, получение навыков демократического взаимодействия, понимание основ политической деятельности).
Самым высоким уровнем российской идентичности должен стать уровень осознания социальных ценностей – принадлежности к социуму города, региона, понимание социальной значимости и ценности семьи как института, формирующего гражданина своей страны, включение в социально значимую деятельность.
Стадиальное формирование различных уровней идентичности оказалось невозможным, поскольку составляющие каждой из них должны быть включены в процесс воспитания и первоклассника, и выпускника. Поэтому в программу воспитания гимназии проект формирования российской идентичности вошел целиком, но на каждой ступени обучения сделан акцент на формировании определенных ценностей, определенных идентичностей.
Важно и то, что в форме автономных программ, не соприкасающихся друг с другом, не существует ни одна инновационная программа, входящая в проект. Основным способом реализации проекта стало взаимодействие всех участников образовательного процесса для решения конкретных задач. По сути проект из предполагаемого набора мероприятий превратился в набор инструментов для формирования идентичности гражданина школы, города, страны.
Интересен аспект работы программы «Демократия». Изначально планировалась работа «Школы демократии», в ходе отдельных занятий предполагалось решение проблем. На определенном этапе работы мы осознали, что школой демократии для детей должно стать решение конкретных задач: подготовка мероприятия, акции. При этом специальных занятий по освоению методов обсуждения, решения проблем мы не проводили. Ставилась конкретная открытая задача с определенными условиями, ограничениями способов выполнения. Самым трудным в этой работе было сохранение состояния нейтралитета, невмешательства в процесс. Самостоятельной работой совета старшеклассников стали «День Лешего – наш ответ Хеллоуину», «Новый год для старшей школы», дефиле «Стильная гимназия».
Программа «Культурные ценности России» заработала на основе информационно-библиотечного центра гимназии, благодаря сотрудничеству модератора гимназического сайта и библиотекаря. В дополнению к календарю знаменательных дат на сайте гимназии выставляются викторины, посвященные памятным датам Российской истории, знаменитым россиянам. И если на первую викторину мы получили 12 ответов, то последующие викторины собирали до 200 участников. Свою заинтересованность высказывали и родители.
Благодаря сотрудничеству учителей-словесников и библиотекарей в конце учебного года был проведен фестиваль «Сияние русского слова» в рамках программы «Сохранение русского языка», была разработана серия конкурсов для обучающихся 1-10 классов, каждый гимназист имел возможность принять участие в интересном для себя мероприятии: это были проекты в рамках уроков, занятий спецкурсов, это были игры-испытания на переменах. Особо отметили учителя конкурс каллиграфов: подготовка к участию в конкурсе заставила детей работать над своим почерком, чтобы попасть в книгу почета. В фестиваль вошли конкурс каллиграфов, конкурс проектов «Забытая буква русской азбуки», конкурс мини-исследований «Почему мы так говорим», викторина «История славянской письменности». Фестиваль собрал более 300 участников (среди участников нет созерцателей, каждый из них сделал сам или принял участие в разработке творческого проекта, исследования, презентации).
В 2011-2012 годы мы отметили стремление обучающихся к диалогу со взрослыми, в 2012-2013 году нами были организованы 2 диалоговых площадки: переговорная площадка «Российская духовность = российская государственность?» и открытая студия «Жизнь в перевернутой пирамиде». В работе переговорной площадки приняли участие ребята из школ Саянска, их учителя, родители, представители РПЦ, Совета ветеранов, депутаты городской думы.
Родительский клуб «Единство», который существует в гимназии с 2005 года, в течение нескольких лет позволял родителям и учителям услышать друг друга для решения важнейших проблем школы: от празднования знаменательных дат до обоснования участия гимназии в педагогических экспериментах. На сегодняшний день двухстороннего диалога оказалось недостаточно, потому что ученическое сообщество заявило о своем желании участвовать не только в решении текущих задач, но и в планировании развития школы. В связи с этом работа инновационной программы «Создание родительско-детских сообществ» подвергается серьезной корректировке: организованный диалог родителей и детей, когда учителя попытались занять позиции сторонних наблюдателей, выстраивался таким образом, что и родители, и дети требовали обозначения учительской позиции относительно обозначенных проблем.
В апреле 2013 года была проведена студия «Жизнь в перевернутой пирамиде» для родителей, учителей и обучающихся 10-х классов. При подготовке мероприятия и родители, и дети высказали пожелание, чтобы в обсуждении статьи Дмитрия Москалева «Жизнь в перевернутой пирамиде» приняли участие педагоги. Разговор получился интересным, емким, он позволил обозначить мифологичность взглядов участников друг на друга: инфантилизм детей, равнодушие учителей, педагогическая некомпетентность родителей.
В планах работы группы организация нового трехстороннего диалога. В 2012 году темой разговора было здоровье, в 2013 году говорили о ценностях, в 2014 году запланирован разговор о любви.
Программа воспитания и социализации, скорректированная на основании разработок проекта по формированию российской социо-культурной идентичности, стала смыслообразующим центром педагогического процесса в гимназии, поскольку определила основные направления деятельности и учителей-предметников, и классных руководителей.
Значительных изменений, как мы предполагали ранее, в программе воспитания не произошло, изменились некоторые подходы к организации, подготовке и проведению мероприятий, которые теперь можно назвать «событиями» в жизни школы.
На 2012-2013 учебный год перед педагогическим коллективом гимназии стояли следующие задачи:
1. Разработать диагностический инструментарий для определения эффективности введения программ инновационной деятельности.
2. Создать копилку методических разработок проведенных мероприятий.
3. Расширить спектр применяемых педагогических технологий для проведения мероприятий в рамках реализации проекта.
В 2012-2013 году был проведен анализ используемых диагностик воспитательного процесса, которые используются в гимназии:
Формирование российской идентичности – чувства причастности своей стране – невозможно без системной работы педагогического коллектива в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся, с социумом, самими детьми.
В связи с этим задачи на следующий учебный год следующие:
1. Апробировать диагностический инструментарий для определения эффективности программ инновационной деятельности.
2. Целостно описать систему воспитания гимназии в аспекте формирования российской социо-культурной идентичности.
3. Интегрировать работу по формированию российской идентичности и информационного иммунитета подрастающего поколения.