Структура работы социального педагога по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и потребления ПАВ
(Соболева Е.В., социальный педагог)
Родительское собрание: «Воспитание без насилия»
Задачи собрания:
1.Актуализировать проблему насилия в семейном воспитании и побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми
Современная школа, к сожалению, является не только образовательным учреждением, но и местом, где ребенок нередко получает травматический социальный опыт.
Каждый из нас по-разному вспоминает время, проведенное в школе.
Для одних – это радость, для других – это разочарования, унижения и обиды.
Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети непременно учились в благополучной школе.
Родители ждут от педагогов помощи в установлении нарушенных контактов с собственным ребенком, преодолении сложности в общении, помощи в решении сложных вопросов и в конфликтных ситуациях.
Задача у школы непростая. Ведь школа является зеркальным отражением общества, которое пропитано насилием.
И как воспитать у детей доброжелательность, стремление регулировать конфликтные ситуации и умение их избегать.
На агрессивное поведение могут влиять следующие факторы:
- Персональные (низкий уровень воспитания, заниженная самооценка, импульсивность, употребление ПАВ, компьютерные игры, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения).
- Поведенческие (вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость, ранние сексуальные контакты, правонарушения).
- Социальные (культ насилия в обществе, СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением).
По исследованиям норвежского ученого Д.Олвеуса «Агрессорами» являются 8-10% опрошенных школьников, «типичными жертвами» - 7%, 3-4% - являются как обидчиками, так и жертвами, около 25% детей - «эпизодические обидчики»
Как выглядит типичный агрессор? Обычно это ребенок, который ведет себя вызывающе по отношению к ровесникам и взрослым. Он импульсивен, менее чувствителен к боли, предпочитает насилие как наиболее удобное средство для разрешения конфликтов. Такой ребенок не способен контролировать себя в ситуации аффекта. Агрессоры выбирают себе «жертву» слабее себя физически и морально. Они самоуверенные, сильные личности с демонстративной, провокационной линией поведения.
Другая группа детей, требующих пристального внимания - это «жертвы» или «социальные аутсайдеры». Они спокойны, сдержанны, боязливы. Обычно такие дети имеют заниженную самооценку, чувствуют себя непривлекательными. Часто они физически слабее сверстников и в момент нападения отступают или реагируют бегством и слезами. Таких детей агрессивное отношение окружающих ввергает в депрессивное состояние, которое отрицательно сказывается на развитии психики, приводит к снижению самооценки и мотивации, к фобиям, в особо экстремальных случаях – к суициду.
Есть еще дети – «провоцирующие жертвы», которые могут демонстрировать одновременно образцы боязливого и агрессивного поведения.
Сравнительный анализ поведения аутсайдера, агрессора
и уверенного в себе ребенка (по И.А.Фурманову)
Тип ребенка
|
Программа действий
|
Отношение к окружающим
|
Аутсайдер
|
Приносит себя в жертву, подавляет свои желания, чувства и эмоции, страдает, испытывает тревогу; позволяет другим делать выбор за себя; избегает конфликтов, не достигает своих целей
|
Чувствует симпатию, вину или презрение по отношению к соперникам, достигает своих целей за счет усидчивости и интеграции вне школы
|
Агрессор
|
Добивается своих целей за счет других детей; предпочитает демонстративно выражать свои эмоции причинять вред другим, делает выбор за других или оскорбляет, если его мнение игнорируют
|
Чувствует себя победителем; чаще нападает, чем защищается; как и аутсайдер, может оказаться в изоляции от сверстников
|
Уверенный в себе ребенок
|
Утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей; своих целей, обычно, достигает; сохраняет уважение к себе и другим
|
Ощущает уважение к своим нуждам и способен открыто выражать свои мысли и чувства; имеет возможность достигать цели; стойко переносит конфликтные ситуации
|
Поставьте перед собой вопрос: «Все ли в порядке с моим ребенком?» и выполните простой тест, выбирая из «никогда, иногда, часто, очень часто» «Мой ребенок…
- Выходит из себя
- Спорит со взрослыми
- Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми
- Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей
- Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении
- Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий
- Злобен и нетерпим к критике
- Недоброжелателен или мстителен
Если вы ответили как минимум на четыре вопроса «часто» и «очень часто», то вам следует задуматься, стоит узнать, что происходит с вашим ребенком. Наверное, можно установить, где, когда и почему ребенок ведет себя агрессивно, какого мнения о нем педагоги и сверстники.
Простые рекомендации, которые помогут вам взаимодействовать с ребенком, не вызывая агрессивных проявлений:
- Старайтесь избегать публичных ссор при ребенке, так как это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающих
- Следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство агрессивных детей приходят в школу с раздражающим чувством голода
- Адекватно оценивайте возможности своего ребенка, не ставьте перед ним неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к заниженной самооценке (а бывает и к суицидальным попыткам)
Нет нужды физически наказывать детей. Кроме того, что существуют законы, защищающие детей от насилия (ст.41 и ст.44 273 ФЗ «Об образовании Российской Федерации», ст.9 и 14 120 ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений», ст.110 Уголовного кодекса РФ), родители должны понимать и то, что со временем подобные наказания приведут к привычной форме общения, что дети не будут им доверять, начнут лгать и убегать из дома в поисках поддержки на стороне.
Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенным методом воспитания и вызывают только ответную жестокость.
Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребенка они ничему не учат. Они только унижают, оскорбляют и раздражают его.
Физические наказания – явление, распространенное во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьезно» наказать ребенка, и считают, что именно пощечины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный.
Но, несмотря на такую убежденность, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.
В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы, от искаженного библейского изречения «берегущий розгу ненавидит своего сына» (а ведь настоящий смысл высказывания раскрывается в его продолжении – «любящий учит его морали») вплоть до таких:
- «Пусть ребенок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьезное» (но как раз серьезный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).
- «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали; припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребенка, которого бьют).
- «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребенка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).
Реакция на побои бывает у детей самой разной.
- Маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче.
- Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным.
- Ребенок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и к окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации.
- Его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его развития.
- Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.
- Ребенку важно чувствовать, что родители желают ему добра, но детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.
У тех, кого в детстве били (даже если дело не доходило до издевательств), душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства обиды и боли и во взрослом состоянии.
Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Основная причина человеческих, в том числе и детских, срывов в поведении – несовершенство взаимоотношений. Нам бы отказаться от общения, основанного на власти и авторитарности, и построить с теми, кто рядом, отношения, основанные на доверии, уважении потребностей друг друга, взаимной ответственности…
Чем же отличается противостоящий авторитарному стиль общения? Психологи дают ему разные названия: демократический, конвенциальный, сотрудничающий и т.п., мне больше по душе термин «продуктивный». Вот его критерии:
- Позиция взрослого – рядом с ребенком;
- Активное участие самого ребенка в деятельности, организуемой взрослым;
- Участие ребенка в разработке ближних и дальних целей своей жизни;
- Ответственность за свое саморазвитие – и саморазрушение;
- Забота о сохранении доброжелательных, теплых взаимоотношений.
Очень важно научиться разговаривать с ребенком, используя приемы «правильных» слушания и говорения, установки т.н. «коммуникации без поражения».
Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения (может быть в качестве примера и время своего сидения перед телевизором и с компьютером тоже нужно пересмотреть?), совместное составление режима дня, определение правил семьи могут дать время для живого общения с ребенком. Не позволяйте подростку смотреть телевизионные передачи и посещать сайты непотребного содержания, играть в жестокие компьютерные игры.
Знакомясь с эффективными техниками, которые помогают построить общение с ребенком на равных, сохранить доверие, стать ответственными, мы осознаем, насколько важно:
- «приближаться» к ребенку, вставать на его позицию, смотреть на его проблемы его глазами;
- поощрять инициативу и самостоятельность ребенка, осознавая при этом границу между продуктивной и опасной активностью;
- вместе с ним планировать деятельность, доверять ребенку выдвигать ближние и дальние цели своей жизни, разделяя с ним и ответственность за результаты;
- развивать у ребенка ответственность за самого себя, учить его делать выбор: куда и зачем двигаться в жизни, как действовать самостоятельно и контролировать свою активность;
сохранять добрые, дружеские отношения, оставаясь при этом старшим, мудрым, способным обеспечить безопасность и защищенность, а они необходимы не только малышу, но и первокласснику, и подростку.
Родительское собрание: «Не воспитать агрессора»
Задачи собрания:
1.Побудить родителей к размышлению о стиле взаимоотношений со своими детьми.
2.Договориться о путях, средствах и приемах построения ненасильственных
отношений с детьми в семье.
Тема нашей встречи сложна и деликатна, но особенно актуальна сегодня. Это тема проявления нашими детьми жестокости и насилия. К сожалению, эти явления живут и среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить?
Давайте рассмотрим, что собой представляет насилие и жестокость, подумаем о том, как мы, взрослые, поможем детям преодолеть их.
Насилие, в более или менее развитом обществе, всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление насилию. А в школе только тогда, когда родители и учителя вместе будут искать пути решения проблемы, можно рассчитывать на изменение существующего положения.
При этом следует руководствоваться и Конвенцией о правах ребенка, и законами нашей страны, и региональными законами. Например, ст.41 и ст.44 273 ФЗ «Об образовании Российской Федерации», ст.9 и 14 120 ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений», ст.110 Уголовного кодекса РФ и документами, определяющими действия всех членов общества в интересах детей. Документы определяют ответственность и роль каждого (и родителя, и педагога, и полицейского, и врача) в воспитании ребенка человеком свободным и уважающим чужую свободу, умеющим сделать выбор в пользу эффективного взаимодействия с окружающими.
3. Полилог-беседа
Понравилось бы нам, если бы начальник на работе, командир в армии, учитель в классе, полицейский на улице или просто кто-то более сильный ударил нас или оскорбил – даже если мы ошиблись или рассердили его, не выполнили приказ или надерзили?
У каждого из нас найдется в памяти случай, когда нас или кого-то били, издевались, унижали… Давайте вспомним и назовем некоторые.
Какие чувства эти воспоминания вызывают?
С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т.д. Это не просто слова. Это – метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться. Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве.
Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свою волю, свое мнение.
Насилие и принуждение сказываются в характере ребенка: он становится неискренним, привыкает кривить душой. Подрастая, такой ребенок может стать угрюмым и скрытным или озлобленным и агрессивным, особенно когда его обман вскрывается.
Сейчас мы поговорим о причинах детской агрессивности и о путях ее преодоления.
Вот несколько основных причин агрессивности детей
- Если в семье подросток сталкивается постоянно с грубостью взрослых – он другим просто не может быть.
- Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка перед чужими людьми – ему уже нечего терять.
- Если родители в окружающем мире видят только плохое – ребенок учится конфликтовать или старается соответствовать такому миру.
- Если родители нетребовательны к себе – не стоит ждать от ребенка то, что в него не заложено.
- Если родители проявляют необоснованные и бессмысленные требования, не проявляя дружелюбия и поддержки – нечего ждать дружелюбия в ответ
Когда мама говорит: «Сегодня легкие уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо», то не надо удивляться, что через год он сам напишет записку и распишется за маму или папу. Или будет требовать повторения подобного. И будет агрессивен.
Подведение итогов
Требовательность оправдана лишь тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка. И требования должны быть едины и последовательны. Как только между родителями поселяется недоверие, в том числе в вопросах воспитания, – ребенок начинает манипулировать, шантажировать, врать, проявлять агрессию.
Наряду с родительскими установками, стилем семейного воспитания, образом жизни семьи, на ребенка воздействуют и процессы, происходящие в обществе. |