Выступление директора МБОУ «Гимназия
№1» г. Саянска Иркутской области на Антинаркотической комиссии при Губернаторе
Иркутской области от 17.08.2012 г.
Из опыта работы образовательного
учреждения по информационной безопасности личности школьника
До сих пор остается открытой проблема: какой механизм образования в школе адекватен
современной общественной жизни в России, так как работа с образованием и
воспитанием молодого поколения сегодня не принадлежит безраздельно школе - она
во многом отдана другим институтам, в
первую очередь, СМИ. Данная сложившаяся ситуация- это вызов школе… И
школа обязана его принять и объявить себя конкурентноспособной в среде
воспитания, становления мировоззрения и ответственной гражданской позиции
молодого поколения - особенно это важно в условиях глобального информационного
общества.
Современная
жизнь – это открытое многополярное информационное общество, в котором
присутствует множество разнонаправленной
информации. Не секрет, что в Интернете представлены сайты, пропагандирующие насилие, порнографию,
распространяющие под видом лекарственных препаратов психоактивные вещества.
А мы можем отметить,
что все чаще стала появляться «вредная» информация, к которой можно
отнести:
- информацию, возбуждающую социальную,
расовую, информационную или религиозную ненависть и вражду;
- призыв к войне;
- пропаганду ненависти, вражды и
превосходства;
- распространение порнографии;
- посягательство на честь, доброе имя и
деловую репутацию людей;
- рекламу (недостоверную, неэтичную,
скрытую);
- информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей.
Возникает
достаточно сложная проблема: неумение людей разобраться в потоках информации,
выявить информационные угрозы и защититься от них – всё это делает человека уязвимым для различного рода
манипуляций его сознанием, способствует социальной и личностной дезадаптации,
уходу в виртуальную действительность. Зачастую, как мы можем отметить,
происходит подмена нравственных
ценностей.
Перед
современным обществом встала задача: как и каким образом можно защитить
граждан от негативного информационного
влияния. О значимости поиска решений этой проблемы говорит недавно принятый закон о закрытии сайтов,
пропагандирующих насилие, порнографию и т.д. Естественно, система образования в
данных условиях не могла остаться в стороне. Мы
прекрасно понимали, что перед нами стоит
сложная задача: поиск эффективных
путей полноценного развития детей в современных условиях неограниченного
доступа к информации (телевидение, Интернет
и т.д.), поиск путей формирования
информационного иммунитета,
который проявляется в невосприимчивости личности к негативным информационным
воздействиям, в умении выявить,
идентифицировать угрозы, содержащиеся в информации и защититься от них, стал приоритетным направлением
работы гимназии с 2005- 2010 гг.
Хотелось
бы подчеркнуть, что это направление
инновационной работы впервые
разрабатывалось в системе образования России и поэтому было поддержано на
федеральном уровне.
Таким
образом, мы понимали, что педагогическое воздействие необходимо было направить
не только на формирование умения работать с информацией, но и на формирование умения обучающихся защищаться от негативного ее
воздействия с раннего школьного возраста. Как это возможно сделать? Такого
опыта в современной российской практике и науке не было, да и в зарубежной
практике тоже. Поэтому коллектив гимназии № 1 г Саянска стал первопроходцем по разработке нового
инновационного направления.
Наша работа была поддержана на региональном и
федеральном уровнях. Так, начавшийся в
2005 году эксперимент по разработке педагогического аспекта информационной
безопасности позволил гимназии стать победителем конкурса культурно-образовательных
инициатив в Москве, и приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 12.05.2006
№ 108 учреждению был присвоен статус
федеральной экспериментальной площадки для реализации проекта «Педагогические
аспекты информационной безопасности личности».
Педагогическим
коллективом совместно с научным руководителем Н.А.Переломовой , д.п.н, были разработаны Программа развития гимназии «Информационная безопасность участников
образовательного процесса в воспитательной системе гимназии», Программа
эксперимента «Исследования информационной безопасности личности: педагогический
аспект», Программа воспитательной системы школы, программы внеклассной
деятельности для обучающихся начальной школы, специальных курсов для
обучающихся средней и старшей школы, направленные на формирование информационного
иммунитета; проведена апробация данных специальных курсов.
Целью проводимого эксперимента являлись анализ и исследование проблем, связанных с
воздействием информации на сознание и психику человека; определение путей
обеспечения безопасности школьника, связанной
с информационной экспансией; разработка методики работы с информацией.
Для
достижения этих целей реализовывались задачи.
-
Прежде всего, нам необходимо было понять, что же такое
«информационная безопасность личности» и «компетентность обучающихся в области
информационной безопасности ».
-
Для чего нам это было нужно? Для
того чтобы разработать и апробировать
специальные курсы для школьников 3-11-х классов. Эти курсы, по нашему мнению, должны были помочь детям
защититься от негативного влияния
информационных потоков. Хочется
подчеркнуть, что нами рассматривались
информационные потоки не только
Интернета, но и различных СМИ и
т.д.
-
Надо было научить педагогов работать в современном информационном пространстве,
несущем определенные угрозы. Отсюда
и появилась необходимость в разработке программы повышения квалификации
педагогов по вопросам информационной безопасности школьника.
-
Мы хорошо понимали, что без поддержки
семьи, только силами педагогического коллектива, эффективно сработать будет достаточно трудно. В связи с этим мы
начали разрабатывать систему работы с родителями по вопросам
информационной безопасности ребенка.
-
Следующим шагом в нашей
экспериментальной работе являлось определение системы организационных,
психолого-педагогических, научно-методических условий, способствующих
эффективной реализации разработанной системы воспитания.
-
Достаточно долгим и ответственным этапом
являлась экспериментальная проверка системы обеспечения информационной
безопасности личности обучающихся в условиях гимназии.
При решении
поставленных задач нами многое было
сделано впервые. Так нами, первыми,
в Российской Федерации была разработана концепция информационной
безопасности школьника. В ходе её
реализации были успешно
разработаны содержание и методики повышения квалификации педагогов в области
информационной безопасности. Важным направлением работы стало включение педагогов в деятельность временных
исследовательских коллективов.
За период
экспериментальной работы педагогическим коллективом гимназии изданы
соответствующие методические пособия, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса регулярно дополнялось с помощью
педагогов практическими материалами
рефлексии своего опыта, представленных в сборниках, методических материалах и
других публикациях.
Так были разработаны
программы для 3 – 11-х классов.
Назову некоторые из них.
- Обучающиеся
3– 4-х классов осваивали программу «Как ориентироваться в
информационном пространстве».
- Обучающиеся 5 –х классов – «Источники информации:
позитивные и негативные эффекты их воздействия».
- С
обучающимися 6-х классов проводилась важная работа по пониманию
Конфиденциальной информации: что это такое?
- Обучающиеся
8-х – классов получали знания и
умения по Методике работы с информацией:
поиск, методы фиксирования, методы изучения,
методы анализа.
- В
старших классах рассматривались вопросы Манипуляции сознанием посредством
информации: принципы, методы и способы защиты (это для 9-го класса);
Информационное воздействие как
социальный феномен и Информационная
безопасность личности и проблема виртуальных сообществ (10-11-е классы).
Реализация Программы эксперимента потребовала разработки и апробации психолого-педагогической модели мониторинга эксперимента «Информационная безопасность школьника». Разработанная система
мониторинга позволила отслеживать
развитие информационного иммунитета у обучающихся и профессиональной
компетентности в области информационной безопасности у педагогических
работников.
Мониторинг был сформирован как многоуровневая система
повторяющихся диагностических процедур, проводимых с использованием
количественных методик, позволяющих
максимально объективно показывать показатели развития обучающихся и педагогов.
За период работы педагогического коллектива по инновационному направлению деятельности
программы освоили 416 выпускников (охват ежегодно по всей школе -от 358
обучающихся на начало проведения эксперимента,
до 537 обучающихся в 2012году).
Достигнутые результаты работы гимназии с 2005года по настоящее время.
1.
Так за это время нами выло выявлено, что нет
гимназистов, употребляющих психоактивные вещества; отсутствуют обучающиеся, состоящие на учете по
потреблению ПАВ и наркотиков.
2.
Наши
выпускники не подвержены влиянию различных
религиозных сект.
3.
Нами выявлена положительная тенденция
развития информационного иммунитета у обучающихся, о чем свидетельствуют данные
мониторингов:
- по
информационной (психологической) стрессоустойчивости;
- по
степени доверия к источникам информации;
- по
информационной культуре.
4.
Более того, наши
выпускники отмечают, что изучение
спецкурсов по информационной безопасности позволило им
- определиться
в системе нравственных ценностей;
- успешно
самоопределиться для получения
дальнейшего образования (поступление в вузы 99-100%);
Кроме
этого хочется отметить и другие социальные эффекты инновационной работы:
5.
Положительные тенденции развития
образовательной среды гимназии -
развитие системы социального партнёрства таких направлений как Демократизация,
развитие Добровольчества.
6.
Положительные тенденции
личностно-профессионального развития педагогов.
7.
Создание созидательных сообществ детей и
взрослых - педагогически организованных, добровольных объединений гимназистов,
их родителей, педагогов, других взрослых с учетом их общей ценностно-смысловой
личностной направленности, взаимопонимания, стремления созидательно решить
определенные проблемы, которые являются для них личностно значимыми (Клуб
выпускников гимназии, Клуб родителей, научное общество обучающихся «Интеллектуал»
и т.д.).
8. Положительная тенденция развития
работы коллегиальных органов управления.
9. Становление гимназии ресурсным,
методическим центром для других образовательных учреждений муниципалитета и
региона по вопросам инновационной деятельности и научно-методической поддержки
педагогических кадров.
10. Условия для осуществления идеи единого
воспитывающего коллектива, общности на основе гуманистических ценностей, где
действует досугово- культурная сеть объединений дополнительного образования
гимназии и учреждений дополнительного образования города.
11.
Содружество выпускников школы,
родительского клуба «Единство», городской общественности, основанное на
традициях первой саянской школы.
12.
Значимым
результатом явилось освоение
новой внешней среды, в том числе, - плодотворное сотрудничество с учреждениями –
партнёрами (ОГОУ «НПУ№16» г. Байкальска, ОГОУ «Санаторный ДД №5» г.Иркутска,
МОУ «Гимназия № 2» г.Иркутска).
Хочется отметить, что
ежегодно педагогический коллектив гимназии представлял свои инновационные разработки
для профессиональной экспертизы в Экспертный совет при Министерстве образования
и науки Российской Федерации. Все они
получили активную поддержку.
Процессы, определяющие развитие гимназического
образования на сегодняшний день, позволили получить значительные изменения в
воспитательной системе, обеспечить
системные, устойчивые результаты благодаря практике нововведений.
Учреждение регулярно информирует о
своей деятельности общественность
города, региона, Российской Федерации. Эффективное изучение и обобщение педагогического опыта учителей гимназии
позволило сделать его достоянием многих педагогов города, региона и страны.
Результатом данной работы
стало участие в III Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса
в образовательных учреждениях» в 2006 году, на котором гимназия стала лучшей из
более 1300 участников в России и получила диплом лауреата. Кроме этого, гимназия
получила диплом победителя конкурса общеобразовательных учреждений,
внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНП «Образование».
В ходе реализации
федерального проекта мы хорошо понимали, что уникальным педагогическим опытом
необходимо делиться с широкой педагогической общественностью. Вот наши
некоторые шаги в этом направлении.
2008г. - Инновационный опыт работы
педагогического коллектива по теме «Из опыта
работы федеральной экспериментальной площадки по реализации проекта
«Педагогические аспекты информационной безопасности личности» представлен на
Международной научно-практической конференции
«Актуальные проблемы права, экономики и управления» (29-30.04.2008, г.
Иркутск).
Опыт работы педагогов-психологов по проблеме
«Модель стабилизации негативного информационно-психологического воздействия на
личность обучающихся» представлен на региональной научно-практической
конференции «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии» (
21.01.2008, г. Иркутск )
Слайд 12
2009 год - Опыт реализации федерального проекта был представлен на
заседании Летней научной школы «Развитие теории и практики гуманистического
воспитания: вклад молодых исследователей» Центра теории и воспитания Института
теории и истории педагогики Российской
академии образования и филиала СПбГИЭУ (27-30.06.2009, г. Тверь).
Работа педагогического
коллектива отмечена сертификатом «За высокий уровень опытно-экспериментальной
работы в сфере воспитания» (Центр теории воспитания Института теории и истории
педагогики РАО, г. Москва,2009г.).
В 2010 году по итогам Всероссийского конкурса «Управление современным
образовательным учреждением» получен диплом I степени.
2011 год Опыт проведения переговорной молодежной площадки в рамках ФЭП (в рамках
презентации проекта «Общественно-активные
школы - эффективный ресурс реализации национальной инициативы «Наша
новая школа») представлен в Сибэкспоцентр на VII областном образовательном форуме
«Образование Приангарья-2011» (03.03.2011).
В гимназии прошла Региональная
НПК «Проблемы информационной
безопасности: вызовы времени» (закрытие ФЭП; регион 15.10.2011), ставшая
отчетом учреждения о проделанной работе.
Гимназия вошла в реестр лучших образовательных
учреждений России в 2010-2011 учебном году.
Проблеме информационной
безопасности посвящены многочисленные публикации педагогов гимназии, ее
научного руководителя:
1. Педагогические аспекты защиты от
негативных воздействий информации./под ред. Н.А. Переломовой. Программа.
Иркутск.: ИПКРО, 2007.-81с.
Защита ваших персональных данных