Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Гимназия им. В.А.Надькина"
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Приветствую Вас, Гость | RSS
 
Меню сайта
Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня были:

Выступление директора МБОУ «Гимназия №1» г. Саянска Иркутской области  на  Антинаркотической комиссии при Губернаторе Иркутской области от 17.08.2012 г.

Из опыта работы образовательного учреждения по информационной безопасности личности школьника

 

До  сих пор остается открытой проблема:  какой механизм образования в школе адекватен современной общественной жизни в России, так как работа с образованием и воспитанием молодого поколения сегодня не принадлежит безраздельно школе - она во многом отдана другим институтам, в  первую очередь, СМИ. Данная сложившаяся ситуация- это вызов школе… И школа обязана его принять и объявить себя конкурентноспособной в среде воспитания, становления мировоззрения и ответственной гражданской позиции молодого поколения - особенно это важно в условиях глобального информационного общества.

Современная жизнь – это открытое многополярное информационное общество, в котором присутствует множество  разнонаправленной информации. Не секрет, что в Интернете представлены сайты,  пропагандирующие насилие, порнографию, распространяющие под видом лекарственных препаратов психоактивные вещества.

А мы можем отметить, что  все чаще стала появляться  «вредная» информация, к которой можно отнести:

-       информацию, возбуждающую социальную, расовую, информационную или религиозную ненависть и вражду;

-       призыв  к войне;

-       пропаганду ненависти, вражды и превосходства;

-       распространение порнографии;

-       посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей;

-       рекламу (недостоверную, неэтичную, скрытую);

-       информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей.

Возникает достаточно сложная проблема: неумение людей разобраться в потоках информации, выявить информационные угрозы и защититься от них – всё это  делает человека уязвимым для различного рода манипуляций его сознанием, способствует социальной и личностной дезадаптации, уходу в виртуальную действительность. Зачастую, как мы можем отметить, происходит  подмена нравственных ценностей.

Перед современным обществом встала задача: как и каким образом можно защитить граждан  от негативного информационного влияния. О значимости поиска решений этой проблемы говорит  недавно принятый закон о закрытии сайтов, пропагандирующих насилие, порнографию и т.д. Естественно, система образования в данных условиях не могла остаться в стороне. Мы  прекрасно понимали, что перед нами стоит  сложная  задача: поиск эффективных путей полноценного развития детей в современных условиях неограниченного доступа к информации (телевидение, Интернет  и т.д.),  поиск путей  формирования  информационного иммунитета, который  проявляется в невосприимчивости личности к негативным информационным воздействиям, в умении  выявить, идентифицировать угрозы, содержащиеся в информации и защититься от них, стал приоритетным направлением работы  гимназии с 2005- 2010  гг.

 Хотелось бы  подчеркнуть, что это направление инновационной работы  впервые разрабатывалось в системе образования России и поэтому было поддержано на федеральном уровне.

Таким образом, мы понимали, что педагогическое воздействие необходимо было направить не только на формирование умения работать с информацией, но  и на формирование умения  обучающихся защищаться от негативного ее воздействия с раннего школьного возраста. Как это возможно сделать? Такого опыта в современной российской практике и науке не было, да и в зарубежной практике тоже. Поэтому коллектив гимназии № 1 г Саянска  стал первопроходцем по разработке нового инновационного направления.

 

 Наша работа была поддержана на региональном и федеральном уровнях.  Так, начавшийся в 2005 году эксперимент по разработке педагогического аспекта информационной безопасности позволил гимназии стать победителем конкурса культурно-образовательных инициатив в Москве, и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2006

№ 108 учреждению был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки для реализации проекта «Педагогические аспекты информационной безопасности личности».

Педагогическим коллективом совместно с научным руководителем   Н.А.Переломовой , д.п.н,  были разработаны  Программа развития гимназии «Информационная безопасность участников образовательного процесса в воспитательной системе гимназии», Программа эксперимента «Исследования информационной безопасности личности: педагогический аспект», Программа воспитательной системы школы, программы внеклассной деятельности для обучающихся начальной школы, специальных курсов для обучающихся средней и старшей школы, направленные на формирование информационного иммунитета; проведена апробация данных специальных курсов.

Целью проводимого эксперимента являлись   анализ и исследование проблем, связанных с воздействием информации на сознание и психику человека; определение путей обеспечения безопасности школьника, связанной  с информационной экспансией; разработка методики работы с информацией.

Для достижения этих целей реализовывались задачи.

-                   Прежде всего,  нам необходимо было понять, что же такое «информационная безопасность личности» и «компетентность обучающихся в области информационной безопасности ».

-                   Для чего нам это было нужно? Для того  чтобы разработать и апробировать специальные курсы  для школьников  3-11-х классов. Эти курсы,  по нашему мнению, должны были помочь детям защититься  от негативного влияния информационных потоков.  Хочется подчеркнуть, что нами рассматривались   информационные потоки не только  Интернета, но и   различных СМИ и т.д.

-                   Надо было  научить педагогов работать   в современном информационном пространстве, несущем определенные угрозы.  Отсюда и  появилась необходимость в  разработке программы повышения квалификации педагогов по вопросам информационной безопасности школьника.

-                   Мы хорошо понимали, что без поддержки семьи, только силами педагогического коллектива,  эффективно сработать будет  достаточно трудно. В связи с этим мы начали  разрабатывать  систему работы с родителями по вопросам информационной безопасности ребенка.

-                   Следующим шагом в нашей экспериментальной работе являлось определение системы организационных, психолого-педагогических, научно-методических условий, способствующих эффективной реализации разработанной системы воспитания.

-                   Достаточно долгим  и ответственным  этапом  являлась экспериментальная проверка системы обеспечения информационной безопасности личности обучающихся в условиях гимназии.

При решении поставленных задач  нами многое было сделано впервые. Так  нами,  первыми,  в Российской Федерации была разработана концепция информационной безопасности школьника. В ходе её  реализации  были успешно разработаны содержание и методики повышения квалификации педагогов в области информационной безопасности. Важным направлением работы стало  включение педагогов в деятельность временных исследовательских коллективов.

За период экспериментальной работы педагогическим коллективом гимназии изданы соответствующие методические пособия, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса  регулярно дополнялось с помощью педагогов   практическими материалами рефлексии своего опыта, представленных в сборниках, методических материалах и других публикациях.

Так были разработаны программы   для 3 – 11-х классов.

Назову некоторые из них.

-       Обучающиеся 3– 4-х  классов  осваивали программу «Как ориентироваться в информационном пространстве».

-       Обучающиеся  5 –х классов – «Источники информации: позитивные и негативные эффекты их воздействия».

-       С обучающимися 6-х  классов  проводилась важная работа по пониманию Конфиденциальной информации: что это такое?

-       Обучающиеся 8-х – классов  получали знания и умения  по Методике работы с информацией: поиск, методы фиксирования, методы изучения,  методы анализа.

-       В старших классах рассматривались вопросы Манипуляции сознанием посредством информации: принципы, методы и способы защиты (это для 9-го класса); Информационное  воздействие как социальный феномен и  Информационная безопасность личности и проблема виртуальных сообществ (10-11-е классы).

Реализация  Программы эксперимента   потребовала разработки и апробации психолого-педагогической модели мониторинга  эксперимента «Информационная безопасность школьника». Разработанная система мониторинга  позволила отслеживать развитие информационного иммунитета у обучающихся и профессиональной компетентности в области информационной безопасности у педагогических работников. 

Мониторинг был сформирован как многоуровневая система повторяющихся диагностических процедур, проводимых с использованием количественных методик,  позволяющих максимально объективно показывать показатели развития обучающихся  и педагогов.

За период работы педагогического коллектива по  инновационному направлению деятельности программы освоили 416 выпускников (охват ежегодно по всей школе -от 358 обучающихся  на начало проведения эксперимента, до 537 обучающихся в 2012году).

Достигнутые  результаты работы гимназии с 2005года  по настоящее время.

1.     Так  за это время нами выло выявлено, что нет гимназистов, употребляющих психоактивные вещества; отсутствуют  обучающиеся, состоящие на учете по потреблению ПАВ и наркотиков.

2.     Наши выпускники   не подвержены влиянию различных религиозных сект.

3.     Нами выявлена положительная тенденция развития информационного иммунитета у обучающихся, о чем свидетельствуют данные мониторингов:

-       по информационной (психологической) стрессоустойчивости;

-       по степени доверия к источникам информации;

-       по информационной культуре.

4.     Более того, наши выпускники отмечают, что изучение  спецкурсов по информационной безопасности позволило им

-       определиться в системе нравственных   ценностей;

-       успешно самоопределиться  для получения дальнейшего образования (поступление в вузы 99-100%);

Кроме этого хочется отметить и другие социальные эффекты инновационной работы:

5.     Положительные тенденции развития образовательной среды гимназии  - развитие системы социального партнёрства таких направлений как Демократизация, развитие Добровольчества.

6.     Положительные тенденции личностно-профессионального развития педагогов.

7.     Создание созидательных сообществ детей и взрослых - педагогически организованных, добровольных объединений гимназистов, их родителей, педагогов, других взрослых с учетом их общей ценностно-смысловой личностной направленности, взаимопонимания, стремления созидательно решить определенные проблемы, которые являются для них личностно значимыми (Клуб выпускников гимназии, Клуб родителей, научное общество обучающихся «Интеллектуал» и т.д.).

8.     Положительная тенденция развития работы коллегиальных органов управления.

9. Становление гимназии ресурсным, методическим центром для других образовательных учреждений муниципалитета и региона по вопросам инновационной деятельности и научно-методической поддержки педагогических кадров.

10.  Условия для осуществления идеи единого воспитывающего коллектива, общности на основе гуманистических ценностей, где действует досугово- культурная сеть объединений дополнительного образования гимназии и учреждений дополнительного образования города.

11.           Содружество выпускников школы, родительского клуба «Единство», городской общественности, основанное на традициях первой саянской школы.

12.                          Значимым  результатом явилось  освоение новой внешней среды, в том числе,  -  плодотворное сотрудничество с учреждениями – партнёрами (ОГОУ «НПУ№16» г. Байкальска, ОГОУ «Санаторный ДД №5» г.Иркутска, МОУ «Гимназия № 2» г.Иркутска).

Хочется отметить, что ежегодно педагогический коллектив гимназии представлял свои инновационные разработки для профессиональной экспертизы в Экспертный совет при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Все они  получили активную поддержку.

 Процессы, определяющие развитие гимназического образования на сегодняшний день, позволили получить значительные изменения в воспитательной системе, обеспечить  системные, устойчивые результаты благодаря практике нововведений.

Учреждение регулярно информирует о своей деятельности   общественность города, региона, Российской Федерации. Эффективное  изучение и обобщение  педагогического опыта учителей гимназии позволило сделать его достоянием многих педагогов города, региона и страны.

Результатом данной работы стало участие в III Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» в 2006 году, на котором гимназия стала лучшей из более 1300 участников  в России  и получила диплом лауреата. Кроме этого,  гимназия  получила диплом победителя конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНП «Образование».

В ходе реализации федерального проекта мы хорошо понимали, что уникальным педагогическим опытом необходимо делиться с широкой педагогической общественностью. Вот наши некоторые шаги в этом направлении.

2008г. - Инновационный опыт  работы педагогического коллектива по теме «Из опыта  работы федеральной экспериментальной площадки по реализации проекта «Педагогические аспекты информационной безопасности личности» представлен на Международной научно-практической конференции  «Актуальные проблемы права, экономики и управления» (29-30.04.2008, г. Иркутск).

Опыт  работы педагогов-психологов по проблеме «Модель стабилизации негативного информационно-психологического воздействия на личность обучающихся» представлен на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии» ( 21.01.2008, г. Иркутск )

Слайд 12

2009 год - Опыт реализации федерального проекта был представлен на заседании Летней научной школы «Развитие теории и практики гуманистического воспитания: вклад молодых исследователей» Центра теории и воспитания Института теории и истории  педагогики Российской академии образования и филиала СПбГИЭУ (27-30.06.2009,  г. Тверь).

Работа педагогического коллектива отмечена сертификатом «За высокий уровень опытно-экспериментальной работы в сфере воспитания» (Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО,  г. Москва,2009г.).

В 2010 году по итогам Всероссийского конкурса «Управление современным образовательным учреждением» получен диплом I степени.

2011 год Опыт проведения переговорной молодежной площадки в рамках ФЭП (в рамках презентации проекта «Общественно-активные  школы - эффективный ресурс реализации национальной инициативы «Наша новая школа») представлен в Сибэкспоцентр на VII областном образовательном форуме «Образование Приангарья-2011» (03.03.2011).

В гимназии прошла Региональная НПК «Проблемы информационной  безопасности: вызовы времени» (закрытие ФЭП; регион 15.10.2011), ставшая отчетом учреждения о проделанной работе.

Гимназия  вошла в реестр лучших образовательных учреждений России в 2010-2011 учебном году.

Проблеме информационной безопасности посвящены многочисленные публикации педагогов гимназии, ее научного  руководителя:

1.     Педагогические аспекты защиты от негативных воздействий информации./под ред. Н.А. Переломовой. Программа. Иркутск.: ИПКРО, 2007.-81с.

Авторизация


https://irkobl.ru/bitrix/templates/sites/images/logo.png



https://sch063.ru/wp-content/uploads/2020/08/l5uLHTQUS_M.jpg



Защита ваших персональных данных













МОУ "Гимназия им. В.А.Надькина" © 2011-2024Используются технологии uCoz
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?