Предлагаю рассуждение о телевизоре с точки зрения физиологического и психологического воздействия.
Наверняка понятно, что, сидя у телевизора продолжительное время, ребёнок обкрадывает своё естественное стремление к движению. Кстати, доказано, что когда ребёнок двигается – он растёт, и процесс роста протекает гармонично с точки зрения развития костных и мышечных тканей. А если неподвижно сидит перед телевизором, забывая моргать от увлечённости?
Родителям некогда, поэтому дети сидят возле телевизора.
Вы часто пускаете в дом разных людей, которые высказывают разные, противоречивые взгляды на жизнь, утверждают сомнительные истины? Скорее всего - нет. Если такие люди приходят к вам, вы испытываете беспокойство. Если ребёнок присутствует при взрослом разговоре, слушает то, что, по-вашему, слышать не должен (рано, вредно), вы уводите его из комнаты, увеличиваете дистанцию между ним и неприятной темой. Наверное, вы ждёте, когда неприятный визит закончится и даёте слово себе, что больше не позовёте этого человека в дом.
Что такое телевизор в вашем доме? Это чужой, приходящий в дом всякий раз, когда телевизор включают. Вы смотрите телевизор и переключаете канал тогда, когда вам не нравится то, что говорят, вы можете критично оценить информацию: просто ознакомиться с ней и не принять на веру, мысленно поспорить и, самое главное, остаться при своём мнении! Ребёнок, придя домой со школы остаётся один на один с телевизором. И тогда к нему «приходят в гости» разные люди. Они несут разное: насилие, когда убивают друг друга и делают больно, демонстрируют сексуальные отношения. Вам приходило в голову демонстрировать интимные отношения ребёнку? А их не волнуют ваши ценности – только свои. Ребёнок, в силу возрастных закономерностей психического развития эти ценности не критикует (ну не может он ещё критически мыслить до 9 лет), а … присваивает, то есть «ест» всё, что дают. «Ест» быстро, не обрабатывая, сглатывая. Всё, что усвоил – превращается в систему его ценностей, чем раньше начал смотреть телевизор, тем более прочно усвоил. Приходилось вам слышать (трудно поверить, но восхищённые) высказывания родителей о том, что ребёнок 1,5-3 летнего возраста увлечённо смотрит рекламу? Если бы родители знали, как устроен ребёнок (хотя бы настолько хорошо, как знаете об устройстве автомобиля, стиральной машины), они бы поняли, что мозг ребёнка в этом возрасте не в состоянии воспринять такой объём информации, она сильно загружает мозг, что ведёт к сбою в развитии системы мышления. Более взрослые ребята (до десяти лет), когда смотрят «ужасы» - присваивают страхи, корректировать которые трудно. Картина мира такого ребёнка искажается, монстры становятся его друзьями и врагами, единомышленниками и противниками, «достать» его из этой жизни трудно иногда – невозможно! Это относится и к компьютерным играм.
И в завершении разговора несколько слов о режиме. Если человек (ребёнок или взрослый) смотрит телевизор перед сном – его мозг завершает работу по обработке полученной информации только через два часа. Посчитайте, сколько часов отдыха осталось у вас и вашего ребёнка перед новым, интересным, трудным днём?
С вами имела удовольствие общаться - педагог-психолог Склянова Е.А.