Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Гимназия им. В.А.Надькина"
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Приветствую Вас, Гость | RSS
 
Меню сайта
Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня были:

Выберите период: 2009-2010... 2010-2011... 2011-2012

Отчет
о реализации подготовительного этапа проекта «Гимназия как Центр
инновационного опыта по проблемам формирования российской
идентичности в глобальном информационном обществе»


МОУ «Гимназия №1» г. Саянск Иркутской области


Бондарь Елена Владимировна, зам. директора по НМР
Никитюк Татьяна Валерьевна, зав. отделением гуманитарного цикла наук.

Ценности личности формируются в семье,
неформальных сообществах, трудовых, армейских и
других коллективах, в сфере массовой информации,
искусства, отдыха. Но наиболее системно,
последовательно и глубоко духовно-нравственное
развитие и воспитание личности происходит в сфере
образования.

Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России.


Отводя такую важную роль школе, государство возлагает на нас, учителей, и серьезную ответственность по воспитанию будущих граждан России, актуализации ценностных основ будущего российского общества.

Этим путем должна будет пойти каждая школа, а для гимназии №1 города Саянска как для «пилотной площадки» по опережающему введению ФГОС НОО в Иркутской области с 2010 года были определены следующие направления: создание системы критериального оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. В связи с этим была выстроена работа по поиску такого направления развития ОУ, которое позволило бы совершенствовать существующую образовательную систему гимназии.

Система критериального оценивания находится в стадии разработки, для реализации второго направления работы был разработан проект «Гимназия как Центр инновационного опыта по проблемам формирования российской идентичности в глобальном информационном обществе». Данный проект основан на положениях Концепции модернизации российского образования, президентской инициативе «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного воспитания Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения нормативно-правовые положения КПМО; проекты инновационных образовательных учреждений Иркутской области, имеющих статус ФЭП. Ключевыми понятиями проекта являются понятия: «идентичность», «российская идентичность», «современный воспитательный идеал», «базовый набор идентичностей».

Нами была определена цель работы: разработка и внедрение модели гимназии как центра инновационного опыта по проблеме становления социо-культурной Российской идентичности в глобальном информационном обществе. Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ нормативных документов и источников информации.
2. Оценить имеющиеся и создать необходимые ресурсы.
3. Разработать и внедрить комплексный проект «Гимназия как Центр инновационного опыта по проблемам формирования российской идентичности в глобальном информационном обществе», включающий соответствующие единичные проекты.
4. Модернизировать структуру управления.
5. Создать и организовать деятельность рабочей команды, ВИК.

Несомненна значимость каждого этапа, но стоит отметить изменения, которые произошли в структуре управления гимназией: модернизированная структура управления гимназией имеет линейно-функциональную структуру с тенденцией перехода на матричную в связи с появлением проектных команд, ВИК. С целью реализации стратегических задач в систему управления гимназии введен Стратегический совет, обеспечивающий координацию действий педагогического коллектива, информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение Стандарта. В его состав вошли представители родительской общественности от Совета гимназии как органа государственно-общественного управления, представители педагогической общественности, науки.

Деятельность гимназии как инновационного образовательного учреждения регламентирована нормативными актами министерства образования Иркутской области, управления образования города Саянска, а также внутренними нормативными актами.
В образовательной программе начального общего образования в гимназии создана модель организации учебного процесса, обеспечивающая организацию учебной и внеурочной деятельности обучающихся: заключены дополнительные договоры с партнерами по образованию, с учреждениями дополнительного образования, школ искусств. Главной идеей данной работы было не просто занять обучающихся начальной школы, а обеспечить условия для целенаправленного педагогического воздействия, формирующего гражданина современной России.

Но остановиться только на изменениях в начальном образовании было невозможно, важно увидеть перспективы развития образовательного учреждения, которые учитывали бы проектные установки стандартов нового образования.
Проект, который предстояло реализовывать гимназии, должен включать изменения, рассчитанные на целостный образовательный процесс, неотъемлемой частью которого являлся процесс воспитания. Именно поэтому инновации, которые необходимо провести в школе для введения проекта, включают в себя аспекты модернизации, во-первых, собственно процесса обучения, касающиеся изменения учебного плана, дополненного не просто гуманитарными предметами, а предметами, формирующими российскую идентичность, ценностное отношение к русской культуре, государственному языку. Во-вторых, претерпело изменения отношение к внеурочной деятельности, направленной на поддержку актуализации российских ценностей, в число которых входит и формирование активной гражданской позиции. Решить эти задачи призвана социально активная школа. Реализация проекта «Гимназия как центр инновационного опыта по проблемам формирования Российской идентичности в глобальном информационном обществе» требовала серьезного рассмотрения, выстраивания целостной стратегии развития, которая требовала решения тактических задач. За основу управления была взята проектная технология введения инноваций. Под руководством д.п.н. Н.А. Переломовой в результате изучения основных концептуальных документов, в первую очередь, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, были выбраны три направления работы: развитие этно-национальной идентичности, государственно-гражданской идентичности, социальной идентичности.

Реализация первой программы способствует развитию этно-национальной идентичности в процессе создания культуровоспитывающей среды; вторая программа направлена развитие гражданской идентичности в процессе присвоения базовых национальных ценностей; третья – развитию социальной идентичности личности в процессе взаимодействия всех социальных субъектов воспитания. По каждому направлению были разработаны мини-проекты, направленные на достижение определенных целей. Этапы реализации проекта традиционны. Мы завершаем подготовительный этап, на котором временными исследовательскими коллективами были разработаны мини-проекты по формированию российской идентичности, и в июне 2011 года прошла презентация этих мини-проектов на педагогическом совете для всего коллектива гимназии.

В соответствии с требованиями ФГОС реализация каждого из проектов должна происходить на трех уровнях:
- личностном: как возможность самореализации каждого участника УВП, формирование российской идентичности через личное участие в проектной деятельности;
- предметном: как средство формирования научной картины мира, ценности знания, стремления к истине, подтверждения практической значимости получаемых знаний, возможности их применения, взаимообучения;
- метапредметном: как средство социализации знаний, умений, навыков, формирования гражданственности.

В программу «Этно-национальная идентичность» входят 3 подпрограммы: «Сохранение русского языка», «Возвращение к чтению», «Культурные ценности России».
Реализация подпрограммы «Сохранение русского языка» будет осуществляться через создание информационно- культурного исследовательского центра, в котором все участники УВП, взаимодействуя друг с другом, общими усилиями создают культуровоспитывающую среду, обучают друг друга, формируя аксиологическое отношение к родному языку. При стратегическом планировании были определены следующие формы работы: организация «живого музея», проведение общешкольных праздников «День славянской письменности и культуры», «День родного языка», подготовка тьютеров для информационно-пропагандистской работы, вовлечение в исследовательскую деятельность.

Ключевая идея подпрограммы «Возвращение к чтению» – возвращение интереса к чтению через театрализацию. Для этого в гимназии будет открыт Центр театрально-литературной постановки, в котором подготовительной работе, «погружению» в эпоху через книгу, будет отведена главная роль.

Целью всех форм и направлений работы подпрограммы «Культурные ценности России» является формирование представления об «идеале национального достоинства». Этому будут способствовать сквозная программа «Сыны России» (1-11 класс) - система классных часов и уроков, дающих нравственные образцы служения государству, народу, ближнему; интегрированный курс «Особенности культуры России» (1-11 класс), общешкольный праздник «День Культуры».

В программе «Государственно-гражданская идентичность» 5 подпрограмм: «Мои шаги в политику», «Демократия», «Мировоззренческое кино», «Дискуссионный клуб «Место молодежи в российском социуме», «Добровольчество».
Подпрограмма «Мои шаги в политику» - это организация работы клуба «Политика», в котором старшеклассникам предлагается принять участие в работе и проведении переговорных площадок, работе агитбригад, прослушивание и обсуждение публичных лекций. Выбор активных форм работы будет способствовать формированию гражданской позиции старшеклассников.

Подпрограмма «Демократия» - это внедрение программ «Школа демократической культуры», «Школа управленческой культуры». Идея подпрограммы «Мировоззренческое кино» в создании открытого клуба «Мировоззренческое кино». Цель работы клуба: отбор, просмотр, обсуждение фильмов, нравственно значимых для представителей разных поколений. Предполагается, что заседания этого клуба будут проходить в интерактивном режиме. В рамках подпрограммы «Дискуссионный клуб «Место молодежи в российском социуме» в учебный план гимназии введены специальные курсы «Школьная риторика» и «Азы судебной риторики», во внеурочную деятельность – проведение деловых игр: «Конкурс риторов», «Дебаты».

Подпрограмма « Добровольчество» реализуется через открытие «Школы волонтера», цель которой - формирование национального идеала бескорыстной помощи ближнему, социальной солидарности, милосердия. Программа «Социальная идентичность» реализуется через подпрограммы: «Социальное партнерство», «Малая родина», «Создание детско-взрослых обществ».

В основе подпрограммы «Социальное партнерство» лежит идея сотрудничества школы и социума на взаимовыгодных условиях. Основная форма работы - организация ежегодной ярмарки социально-ориентированных проектов, направленных на решение актуальных социальных проблем школы, микрорайона, города. Основой подпрограммы « Малая родина» стал уже существующий авторский спецкурс учителя истории А.С. Татуева «Малая родина». Его цель: подготовка творческих проектов и исследовательских работ, посвященных истории семьи, города, региона.

Подпрограмма «Создание детско-взрослых общностей» направлена на организацию совместной деятельности детей и взрослых. Для этого будет открыт Клуб встреч «ТриО» (Общение, Осознание, Объективность), в котором групповое взаимодействие взрослых и детей будет осуществляться через совместное проживание опыта решения нравственных, социальных, личностных и др. проблем.
Защита мини-проектов выявила близость подходов разрабатываемых программ к формированию национальной идентичности. Умения, навыки, знания, полученные участником образовательного учреждения в ходе работы в одном проекте, применимы для реализации другого, отсюда и возможность взаимообучения, взаимовоспитания, создания общими усилиями культуровоспитывающей среды.

Положения проектов легли в основу Программы воспитания младших школьников, вошедшей в Образовательную программу для начальной школы, эти же положения, циклограмма мероприятий, коллективных и индивидуальных проектов становятся основой для программы воспитания для основной и старшей школы.
Преобразование воспитывающей среды гимназии предполагает вовлечение в образовательный и воспитательный процесс не только родителей гимназистов, учителей, но и социума – жителей микрорайона, города.

Опыт введения проекта в течение первого года работы позволяет сделать нам следующие выводы:
1. Осознана значимость введения проекта для реализации государственной политики в области образования.
2. Стратегия развития гимназии, базирующаяся на проектном методе, требует больших усилий как со стороны административной команды, так и всего коллектива.
3. Годичная работа позволила наработать управленческий, методический опыт, который будет использоваться в работе при реализации проекта.
4. Надеемся, что в итоге положительным результатом реализации запланированных изменений произойдет изменение воспитательной системы, актуализируется общественная активность всех участников образовательного процесса. Следующий этап реализации программы – практический – включает не только реализацию разработанных проектов, разработку программы воспитания общего среднего образования, но и корректировку программы воспитания начальной школы.
Авторизация


https://irkobl.ru/bitrix/templates/sites/images/logo.png



https://sch063.ru/wp-content/uploads/2020/08/l5uLHTQUS_M.jpg



Защита ваших персональных данных













МОУ "Гимназия им. В.А.Надькина" © 2011-2024Используются технологии uCoz
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?